Т.Н. Думцева «Опыт формирования гражданской идентичности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности» (обобщение опыта)

Т.Н. Думцева «Опыт формирования гражданской идентичности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности» (обобщение опыта)

17 декабря 2017

Думцева Татьяна Николаевна

Стаж педагогической работы:   5 лет

Нижегородская  обл., г. Ветлуга

МОУ Ветлужская школа №1

Учитель истории

Работая учителем истории, я всё чаще думаю о том, какую гражданскую  основу подводить под воспитание учащихся. И снова подхожу к тому, что одним из важнейших факторов гражданского воспитания  является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура, это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.      Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народаНаучим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

Мой педагогический опыт учителя истории направлен на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны.

В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности подростков является одной из актуальных в современной системе образования.

Новый федеральный государственный стандарт подразумевает сформированность у учащихся знаний основных наук, воспитание патриотизма, любви к своей родине, гражданской идентичности, активности в социуме, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным законами  РФ, а также формирует систему универсальных учебных действий, определяющих способности ученика обучаться, вступать в сотрудничество при и преобразовании и познании окружающего мира.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому переход к усовершенствованной системе воспитания социальности,  формирования гражданской идентичности как основного элемента укрепления государственности и патриотизма, актуальна.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса

Прежде чем рассматривать понятие гражданская идентичность необходимо сущность и содержание понятий понять гражданин и идентичность. В литературе имеется много расшифровок этих определений.  Привожу  примеры некоторых из них:

Гражданин — лицо, связанное с определенным государством на политическо -правовой основе, что позволяет  гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные праваобязанности и, в их рамках, свободы [1].

Идентичность -   тождество, совпадение двух предметов или понятий[3].

Идентичность -  понимание личностью своей приобщенности к какой либо социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и его состояний [2].

Синтез понятий гражданин и идентичность дал возможность выявления определения гражданской идентичности: осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.

Изучая педагогический аспект этой большой проблемы, я обратилась к исследованиям корефея в этой области А.С. Макаренко ,и к современным авторам- А.Г. Асмолова, Д.В. Григорьева, А.Н. Иоффе, П.В. Степанова, М.В. Шакуровой, которые в ряду негативных факторов, воздействующих на современную систему образования, указывают проблему формирования российской гражданской идентичности. Так А.Г. Асмолов замечает: «Ситуация ценностно-нормативной неопределенности и социального «раскола» обуславливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции. Что обуславливает актуальность перехода к новой стратегии воспитания – социальному конструированию гражданской идентичности».

Научным сообществом признано, что гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности школьников приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы образования, так и от каждого педагога.

Становление гражданской идентичности школьника, как осознание учащимся своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания, требует (по А. Г. Асмолову) формирования 4-х личностных компонентов: когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России), ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности), эмоционального (принятия гражданской идентичности), поведенческого (участие в общественной   жизни). Поскольку в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач нашей школы должна стать задача гражданского воспитания школьника. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства. С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной

При этом необходимо выделить следующие обстоятельства. Во-первых, до сих пор в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе. Во-вторых, несмотря на принимаемые институтами государства и общества меры, социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений. В-третьих, известно, что детство и юность является самой благодатной порой для привития гражданских и патриотических чувств, Гражданское образование окажется более эффективным в том случае, если его содержание будет тесно увязываться с инновационными методами и формами обучения и воспитания. Проблема  назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства

Объектом изучения  является гражданская идентичность учащихся. Предмет изучения – формирование гражданской идентичности учащихся.

Целью изучения является выявление наиболее эффективных форм работы педагога по гражданскому образованию и проведение классных часов по формированию гражданской идентичности учащихся.

Цель. Формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям

Задачи

  1. Разработать систему уроков, направленных на формирование правовых, политических, культурологических, социальных знаний.
  2. Разработать воспитательную программу , направленную на развитие ценностей гражданского общества: гуманности, патриотизма, толерантности, идеологического плюрализма.
  3. Использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующую гражданскую идентичность.
  4. Развивать умение осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знани

Ведущая идея. Моя задачасделать так, чтобы уроки и внеклассные мероприятия несли в себе заряд личной причастности к прошлому, рождали интерес, пробуждали в детях  патриотизм и любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что очень дорого стоит.

Создание системы по формированию гражданской идентичности учащихся, которая включает в себя:

Понимание новых ситуаций  путем применения уже существующих знаний.

  • Включение  гражданско – правовых норм и ценностей  в свой внутренний мир, умение принимать их.
  • Умение адекватно слушать, ставить себя на место другого человека.
  • Толерантное отношение к другому мнению, иной позиции и образу жизни.

       Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. На своих уроках я стараюсь использовать  коллективных форм работы;

  1. прививать интерес к предмету;
  2. развивать умения и навыки самостоятельной работы;
  3. при подготовке к уроку и к внеклассному мероприятию учащиеся сами ищут интересный материал;
  4. более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  5. становление новых отношений между учителем и учениками

Гражданская идентичность формируется  в учебном процессе на всех его этапах. – Разработаны серии уроков по темам: «Великая Отечественная война», «Что такое патриотизм», «Роль личности в истории».

  1. Организуется воспитательная работа по случаю важных общегосударственных праздников, исторических дат, событий (Например «300-летие Нижегородской губернии», «Воссоединение России и Крыма», «15-летие вывода войск из Афганистана»
  2. Организуется проектная деятельность учащихся – «Лицом к лицу», «Азбука города Ветлуги», «Живи , ветеран».
  3. Участие в конкурсах и конференциях разного уровня по данной направленности ( Конкурс «Отечество -2015г» областной, «Зарница» районный, Краеведческая конференция  районный, игра «Президентские гонки», «Партийный калейдоскоп»  районный , участие в акции посвященной памяти А. Нвского.

В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому я применяю разные технологии: проектную, технологию проблемно-ценностных дискуссий (акцент делаю не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении). На своих уроках использую проблемные лекции, учебные дискуссии для развития критического мышления, эвристические беседы.

Формирование гражданской идентичности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо уделить внимание тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, тем самым способствовало их гибели  .Интересный материал для формирования гражданской идентичности дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.            Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и учащихся к формированию гражданской идентичности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества. И таких примеров много

В нашей школе сохранена традиция проведения военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, военно-спортивная игра «Зарница», спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс ы детского рисунка», выпуск листовок и тематических газет. Это является условиями становления опыта.

Знания закрепляются на Уроках мужества, общешкольных собраниях и других мероприятиях. В школу с беседами приходят ветераны ВОВ, локальных конфликтов». Ученики школы любят выезжать на экскурсии к памятным местам, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего района, края, участвуют в сетевых проектах = часы истории, олимпиадах по истории, посещали кружок «МОЙ край», в фото кроссе организованным ДДТ на 9мая. И многое другое

Эмоциональный настрой учащихся возникает с приходом в класс, этому способствуют стационарные плакаты и стенды, портреты исторических деятелей, а также плакаты для каждого урока. Актуализации знаний и повышению интереса к предмету, созданию эмоционального фона помогает привлечение на уроках прозаических и поэтических произведений, точно подобранные отрывки из литературных произведений.

Результаты . участия меня как педагого и моих учеников в различных конкурсах о которых я уже сказала.

Основные принципы моей работы:

- ставлю перед учениками общую (стратегическую) задачу и описываю тип и характеристики желаемого результата на перспективу, указываю начальные точки поиска информации. На данном этапе ученик и учитель могут взаимодействовать на самом деле как равные и интересные друг для друга субъекты.

- вместе с учеником вычленяем значимую для решения проблемы информацию, и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией, как это бывает при решении жизненных проблем.

- побуждаю обучающихся выдвигать идеи, альтернативные темы.

-предоставляю ученикам возможность самостоятельно планировать, пробовать, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

- сравниваем разные точек зрения и привлекаем необходимые факты из различных источников.

Обратимся к графикам. Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный, и результаты можно получить не сразу      .  Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 

Таким образом, учебный предмет «История России» имеет широкие возможности для формирования гражданской идентичности. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на  аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. есть и трудности в этом процессе

Подбор материала, новостей, сюжетов, интересных людей в соответствии с мероприятием

  1. Разработка уроков и их методическое обеспечение
  2. Подбор заданий проблемного характера для проектной деятельности

Свой опыт стараюсь передать окружающим:

Личный сайт, блог учителя истории;

Выступления на школьном методическом объединении

Выступление на районном  методическом объединении учителей

Размещение на педагогических сайтах.

«Обновление мира начинается в школе» - девиз Всероссийского конкурса «Учитель года» уже в далеком в 2010 году. Я считаю его актуальным по прежнему. И смею думать, что мой педагогический опыт по целенаправленному формированию гражданской идентичности создаёт предпосылки укрепления общества завтрашнего дня; общества как «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России.

 

Список литературы

1. Губогло М.Н. Формирование гражданской идентичности (опыт молодежи России) // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год от 10 июля 1992 года № 3266-1

2. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / [авт.-сост. А. Н. Вырщиков и др.]. – М.: Глобус, [2007]. - 330 с. - (Серия "Воспитательная работа").

3. Федеральный  государственный образовательный стандарт для основной школы.